В обществе, ориентированном на молодых, старение воспринимается трагично. Патологическая боязнь старости – симптом, за которым кроется нежелание принимать себя. А ведь зрелый возраст дарит нам много преимуществ!
Раньше всех это началось у нашего одноклассника Макса. В 27 лет он вдруг сделал себе пластику подбородка. Потом были инъекции с гиалуронкой и бесконечные разговоры о том, что он стареет. Макс - публичный человек, внешность для него имеет значение. Но не настолько же!
Потом была Алина. Она вшивала под кожу какие-то нити и делала сериями массажи и обертывания от целлюлита. Если кто-то из знакомых отправлялся в загранкомандировку, она просила привезти ей из Duty free дорогущую косметику anti-age. Однажды, когда мы вспоминали школьные годы, она всерьез зарыдала и призналась, что очень боится стареть.
К тридцати это добралось и до меня. В полночь я сидела на кухне и при увеличении 300 % рассматривала свои фотографии пятилетней давности. Сравнивала с теперешними. Если уже сейчас есть морщины под глазами, что же будет дальше?
«Ты еще такая молодая, просто не понимаешь этого!» - сказала мне старшая сотрудница в день моего рождения. А я чуть не плакала: тридцать, жизнь окончена. Куда бежать, какие чудо-средства искать?
Сейчас мне все это кажется таким смешным. Недавно на 35-летии моей младшей сестренки кто-то сказал тост о том, что мы пережили даже Светку Соколову (той, которой несли розовые розы). Все смеялись, ведь в момент популярности этой песни мы были уверены, что тридцать – это почти старость. Сегодня мои представления о возрасте кардинально изменились. Я без страха смотрю вперед. Потому что знаю, что и в пятьдесят, и в шестьдесят, и в семьдесят моя жизнь будет насыщенной, полноценной и яркой. Что поможет нам принять свой возраст?
Во власти стереотипов
Страх старости заложен в нас генетически. Потому что за ним стоит страх смерти. И многие люди, которые боятся стареть, на самом деле боятся умереть.
Но есть и другой момент. Наше общество ориентировано на молодых. Считается, что молодость – двигатель прогресса, а старость – тормоз. И от этого социального стереотипа уйти сложно. Людей в возрасте неохотно принимают на работу. Им сложнее реализовать свои таланты. Многие учебные программы поощряют молодых помощью и грантами, но практически нет таких, которые ориентировались бы на людей третьего возраста (за пятьдесят). А на сотрудников предпенсионных лет и вовсе смотрят, как на «списанный ресурс», несмотря на все их достижения.
Есть еще опыт родителей и бабушек-дедушек. Как правило, он болезненный. Размер пенсии недостаточный, социальной защиты никакой. Трудились всю жизнь, а теперь еле сводят концы с концами.
Все вместе это вселяет в нас подсознательный страх старости. Время бежит слишком быстро, годы уходят, а что впереди? Одиночество, болезни, незащищенность… Именно таким видят зрелый возраст большинство наших соотечественников. Причем у каждого есть своя «ахиллесова пята»: кто-то боится стать обузой для детей, кто-то – оказаться без средств к существованию, а для кого-то самый большой ужас – потеря внешней привлекательности и физического здоровья.
Помните, как боялся постареть главный герой из книги Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея»? Именно его именем психологи назвали синдром, который выражается в патологическом страхе старения. Люди, подверженные ему, постоянно молодятся, тратят безумные деньги на процедуры красоты и пластику, носят молодежную одежду и всячески отрицают свой возраст. Но они не выигрывают битву со временем. Чаще они смотрятся нелепо, чем стильно. Потому что они живут в постоянном внутреннем конфликте. «Не стоит отказываться от своего возраста. В нем нужно искать ресурс, а не негатив», - считает психолог Татьяна Аржанникова.
Ресурс зрелых лет
Годы дают нам бесценный опыт. Мы уже имеем сформировавшуюся картину мира и знаем, как поступать в тех или иных ситуациях. Мы не зависим от чужих оценок и взглядов. В 40+ нам все реже нужно доказывать окружающим, чего мы стоим. Мы можем позволить себе роскошь быть самими собой.
К «третьему возрасту» большинство из нас уже добиваются определенного статуса и финансовой независимости. Мы перестаем спешить и бежать. Дети тоже уже подросли: появилось больше времени для себя. Это значит, что теперь мы можем без зазрения совести заниматься тем, что нам по душе. «Спросите себя, чего вы по-настоящему хотите? Что откладывали долгие годы? Возможно, сейчас самое время заняться этим!» - советует психолог.
Моя знакомая в 48 пошла учиться: захотела получить второе образование. «Пиар-технологии – то, что мне всегда было интересно. Это вам не скучная бухгалтерия, которой приходилось заниматься, чтобы прокормить семью», - объясняет она свой выбор и с восторгом рассказывает об учебном проекте, над которым сейчас работает.
Сосед Юрген в 65 увлекся дельтапланеризмом. Каждый день при хорошей погоде он взбирается на местную гору, чтобы спуститься оттуда на дельтаплане со своей собакой. «Какая старость? – смеется он. – Старость наступит, когда я перестану летать!»
Подруга детства решила организовать танцевальную группу для женщин за 40 с большими размерами. Окружающие отнеслись к ее затее скептически. Но на деле оказалось, что от дам, желающих поплясать фламенко, нет отбоя! «Я просто дала шанс тем, кто не в самой популярной возрастной и весовой категории. А ведь танец – это то, что делает женщину счастливой! И мои клиентки благодарны мне за эту возможность», - говорит она.
«Не годы к жизни, а жизнь к годам – вот наша цель, – сказал мне как-то в интервью геронтолог Александр Вайсерман. – Каждый человек определяет сам, как он будет стареть. Одни выбирают жить в соответствии со стереотипами о возрасте. А другие – в соответствии со временем. Именно они путешествуют, занимаются творчеством, влюбляются и наслаждаются полноценной жизнью и в пятьдесят, и в семьдесят».
О любви стоит сказать отдельно.
Радость творчества и любви
В свое время я поразилась объявлениям, которые украшали последние полосы местных австрийских газет. «Веселая и энергичная фрау (72) ищет романтичного спутника для совместных путешествий и наслаждения жизнью», «Леон (68) хочет создать крепкие отношения с женщиной за 50, которая ценит юмор и любит скорость», «Ирма (65), красивая, нежная, с хорошей фигурой подарит тепло и радость доброму, честному и веселому человеку». Эти объявления восторгали и умиляли одновременно. И еще дарили надежду: там, за пеленой лет, жизнь продолжается!
«Любовь растворяет возраст и продлевает молодость, - уверена Татьяна Аржанникова. – Моя бабушка тайно вышла замуж в 70 лет. Родные не поверили, когда она огласила случившееся. «КАК?» - спросили они. «Официально!» - парировала бабушка. Потому что у любви на самом деле возраста нет. Не важно, двадцать тебе, сорок или шестьдесят, когда ты влюблен. Ты все так же отчаянно ждешь его звонка, у тебя все так же замирает сердце перед свиданием. Ведь наши импульсы не подвластны возрасту! И тот, кто поддается социальным стереотипам и запрещает себе влюбляться, очень проигрывает. Подобные внутренние запреты ведут к неврозам и неудовлетворенности».
Поэтому оставайтесь открытыми. К новым отношениям, любви, дружбе, новым возможностям, творчеству. Освободите себя от мыслей о том, как вы «должны» действовать в ваши годы – просто живите в свое удовольствие. Пусть цифры в паспорте вас не тяготят: не важно, сколько вам лет, важно, какой (какая) вы внутри, что из себя представляете. И при этом используйте преимущества зрелости: независимость суждений, возможность опираться на свой собственный, а не чужой опыт, роскошь ничего и никому не объяснять, ни перед кем не оправдываться и никому не завидовать. Вам не надо больше никого играть. Вы уже есть тот, кем вы стали.
И напоследок – чудесный, вдохновляющий, оптимистичный факт. Журналист Владимир Яковлев, автор книги «Возраст счастья», за три года объездил девять стран и встретился больше чем с сотней людей от 60 до 104 лет. Он всего лишь хотел убедиться, что в преклонном возрасте можно жить ярко и счастливо. Его проект theageofhappiness.com разрушает все стереотипы о возрасте. И вот к какому выводу пришел Яковлев. Долгая, насыщенная, здоровая и полноценная жизнь после 60 зависит не столько от генов, экологии или питания, сколько от образа мыслей. Принимайте с радостью все, что преподносит вам жизнь – и успехи, и неудачи, верьте в лучшее, смотрите только вперед и делайте то, что вам подсказывает сердце, – вот рецепт вечной молодости, которого так и не узнал Дориан Грей.
Никогда не поздно!
Примеры этих людей вдохновляют. И доказывают, что большинство ограничений возраста – в нашей голове.
Синди Джозеф (Сindy Joseph), 64. Свою карьеру модели одинокая мама двоих детей, художник по профессии, начала в 48 лет – с седыми волосами. И внезапно стала очень популярной. Ведь своим образом она смогла передать натуральную красоту женщин в возрасте. Синди неоднократно появлялась на обложках журналов и не так давно снова вышла замуж.
Рамжит Рагхав (Ramjit Raghav), 94. Индийский фермер стал самым старым отцом в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Его жена, тоже уже немолодая дама (50), сама родила здорового мальчика в сельской поликлинике. Рамжит уверен, что увидит своего сына взрослым.
Катрин Денев, 73. Да, известная актриса и признанная красавица. Но сняться в 70 лет в постельной сцене (фильм «За сигаретами», 2013)? В 2015-м Денев снова появилась в фильме «Новейший завет» в постели. На предложение режиссера снимать сцену в одежде, она парировала: «Я не занимаюсь любовью в бюстгальтере!»
Дарья Донцова, 64. Первая книга известной детективной писательницы вышла в 1999 году, когда Донцовой было уже 47 лет. А через восемь лет общий тираж ее книг превысил 100 миллионов! Секрет Донцовой – в оптимизме и сильной работоспособности.